Сайт воспитателя МБДОУ Аннинский д/с ОРВ "Росток"

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Экспериментально-исследовательская деятельность»

14 января 2020

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность  сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на  более высоком умственном и нравственном уровне

 в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. »  

К.Е. Тимирязев.

Пояснительная записка

          Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и  не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в  окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

           В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

        Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

             Актуальность темы.    Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а  именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

               Новизна программы заключается  в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции народов Крайнего Севера. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, включает комплекс тем.

                Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что  детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности,  приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

             Целью данной программы является:

       - создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

            Задачи:

расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

-   формировать у детей элементарные географические представления;

-   формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

                     Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-6 лет.

 

          Ожидаемые результаты:

      В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

- расширять знания об объектах и их свойствах

           Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методике Н.А. Рыжовой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование

Основными условиями детского экспериментирования являются:

 - взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

- использование разных видов деятельности;

 - четкое определение содержания экологического воспитания;

 - использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

 - взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

 - создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

 - экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

 Приёмы организации детей в процессе обучения:

 - работа небольшими группами;

 - создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

 - включение игровых упражнений;

 - активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

 - решение проблемных ситуаций;

 - моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

 - показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

 - инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

 - пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

 - вопросы к детям.

Методические рекомендации:  

Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

        Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.

        Основные принципы, заложенные в основу работы:

 - научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

 - динамичности (от простого к сложному);

 - интегративности (синтез искусств);

 - сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

 - системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

 - преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).

 - возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

 - наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

 - здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

В течение года:

Изучить метод литературу

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников
    Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.)
    Издательство:М: Аркти
    Год: 2008
  2. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.

 

Просмотреть видео – презентации «Экспериментальная деятельность»

 

 

 

 

 

Перспективное планирование

 

 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Вода.

Цель: познакомить со свойствами

воды, состоянием воды: твёрдое,

жидкое, газообразное, использова-

нием воды, вода не имеет вкуса,

 запаха, формы.

 

 

Опыт с водой.

Цель: дать понять, что вода всегда находится горизонтально по отношению к Земле. Очистить грязную воду с помощью фильтров.

Почва.

Цель: дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок,

глина, земля). Водопроницаемость песка и глины.

Магнит.

Цель: познакомить детей со свойствами магнита (притягивает   железо), может двигать небольшие предметы.

 

 

октябрь

Дерево.

Цель: познакомить детей с поделками из дерева,  где их используют,

как называют рабочих, обрабатыва-

ющих дерево

 

 

 

Опыт с деревом.

Цель: дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее?

Земной шар.

Цель: познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим.

Климатические зоны Земли

Цель: познакомить с климатическими зонами Земли: на

севере тундра и холодный климат, на экваторе – джунгли и жарко, живут разные животные.

ноябрь

Камень.

Цель: познакомить детей с видами

камней, где его добывают, что из

него делают.

 

 

 

Опыт с камнем.

Цель: дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет.

 

Движение. Скорость.

Цель: дать понять, что движение зависит от скорости, направления.

Опыт: сделать горки разной высоты, скатить по ним машины. С какой горки машина проедет дальше?

 

 

Солнечная система.

Цель: познакомить детей с солнечной системой – в ней есть звёзды, планеты. Самая большая звезда – Солнце. Есть кометы. Метеориты. Всё это находится в движении.

 

декабрь

Песок.

Цель: познакомить детей с песком

разного цвета, объяснить, почему

он такой, из чего состоит песок,

где его используют.

 

 

Опыт с песком.

Цель: дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать.

Опыт с водой.

Цель: показать зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить. Что

получится?

Опыт со снегом.

Цель: дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха)

 

январь

Стекло.

Цель: познакомить с производством

стекла, где его используют, как

обращаться со стеклом.

 

 

 

Опыт со стеклом.

Цель: дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным.

Опыт со снегом и льдом.

Цель: дать понять, что быстрее растает снег или лёд?(Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед)

“Тайны вулкана”

Предварительная работа: показ слайдов и рассказ воспитателя о вулкане.

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

февраль

Резина.

Цель:  из чего производят резину,

что из неё делают, где используют.

 

 

 

 

Опыт с резиной.

Цель: дать понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая.

В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему?

 

Замерзание воды.

Цель: дать понять детям, где вода быстрее замерзает в подносе с водой или в ведёрке? Объяснить, почему на подносе замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя ходить по льду.

Опыт с мыльными пузырями.

Цель: понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают?

март

Пластмасса.

Цель: познакомить детей с разно-

образием пластмассовых изделий,

как изготавливают пластмассу, где

её используют.

 

 

Опыт с зеркалом.

Цель: дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)?

 

Испарение воды.

Цель: дать понять детям, что вода испаряется и образуется в водяной пар. Опыт: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения: куда делась вода?

Закон сохранения вещества

Цель: дать понять, что вещество не появляется из ничего и не исчезает, оно переходит из одного состояния в другое (опыт с водой и сахаром).

апрель

Знакомство с металлом.

Цель: познакомить детей с поняти-

ем металл, виды металла, как его

получают, где используют.

 

Опыт с металлом.

Цель: дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает

Опыт с парафином.

Цель: дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки. 

Как работает термометр.

Цель: дать понят детям, как работает термометр, от чего зависят его показания.

май

  Воздух.

Цель: познакомить детей с тем, что

воздух это смесь газов, в основном

кислород, которым мы дышим. Где

используют газ? Газ бывает и ядо-

витым (угарный газ). С помощью

газа надувают воздушные шарики.

 

Ветер.

Цель: дать понять, что ветер это движение воздуха. С помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра. Где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница)?

Опыт: как растение дышит.

Цель: определить с какой стороны листа в растение проникает воздух.

“Польза и вред кока-колы”.

Цель работы:

Исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека.

Оставить комментарий: